Тема моего выступления «Олимпиады школьников как механизм профессионального самоопределения молодежи».
Куда пойти учиться, как поступить в вуз своей мечты, какую специальность выбрать, чтобы заниматься любимым делом и стать успешным специалистом? Сегодня уже в начальной школе дети пытаются найти ответы на эти вопросы. А талантливые подростки, способные упорно заниматься любимым делом и преодолевать трудности, могут начать строить карьеру уже во время школьного обучения. И сегодня у них достаточно для этого возможностей, было бы желание.
Например, школьные олимпиады. Участие в олимпиадах становится для сегодняшних школьников первой ступенькой в карьерной лестнице.
Олимпиады позволяют оценивать уровень знаний по предмету, а самое главное - они формируют состязательную образовательную среду, которая положительно влияет на все компоненты учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный. На олимпиадах, как правило, даются нестандартные задания, которые требуют активизации многих способностей участников данного мероприятия. Именно на мероприятиях такого уровня можно увидеть, как поведет себя школьник в предложенной ему ситуации, что он предпримет для решения проблемы, какие ресурсы задействует. Победители и призеры различных этапов ВОШ получают поддержку для дальнейшего развития своих способностей. Это стипендии и премии, дополнительные занятия для более углублённого изучения предмета.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является подготовка детей к олимпиадам. За последние 3 года ученики нашей школы на муниципальном этапе ВОШ по физике и информатике заняли 6 первых мест.
Призовых мест на муниципальном уровне - 11, на региональном - 3.
Приступая к подготовке к участию в олимпиадах по физике, нужно помнить, что не следует расстраиваться, если учащемуся не удастся стать победителем олимпиады. В любом случае подготовка к олимпиаде позволяет глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). И эта любовь, интерес к предмету у многих учеников не угасает, и они при сдаче итоговых экзаменов выбирают физику. Поэтому многие выпускники успешно сдают выпускные экзамены.
Статистика показывает, что по окончании школы все выпускники, сдавшие ЕГЭ по физике, определились с дальнейшим путём получения образования, поступление по физико-техническому направлению составляет 100%.
В настоящий момент в Чувашском госуниверситете учатся 7 моих выпускников. Они выбрали факультеты радиоэлектроники, технологии и социального управления, энергетики и электротехники, машиностроительный. Трое учатся на строительном факультете.
На физико-математическом факультете ЧГПУ продолжают обучение двое.
В МАДИ и ЧГСХА – по два студента.
Двое поступили в военно-технические вузы страны.
Выпускник прошлого учебного года, участник регионального этапа олимпиады Сидоров Андрей Вячеславович, учится на факультете радиоэлектронных устройств в Казанском авиационном институте им. А. Н. Туполева.
Выпускница этого года, трехкратный призер регионального этапа олимпиады по физике Митрофанова Анна Владимировна, поступила на физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Сегодняшняя быстро меняющаяся среда выдвигает и в деятельности педагогов существенно новые требования к реализации процессов профессионального самоопределения молодежи. Да и подготовка к олимпиадам требует дополнительной предметной подготовки и от самого учителя-предметника. С этой целью в ноябре 14-го года в составе учителей физики из стран участниц объединенного института ядерных исследований я участвовал в научной школе европейской организации ядерных исследований в Женеве (Швейцария). Это дало мне дополнительный импульс работать, творить, приобщать своих учеников к чудесному миру науки, показывать им красоту научных открытий, передавать детям понимание актуальности физики в жизни, настраивать их на правильный выбор своего жизненного пути. И, конечно же, ещё больше заинтересовать познанием тайн мироздания, изучением физики! Успешность человека зависит от верного выбора жизненного пути.
Считаю, что участие на различных этапах ВОШ помогли нашим выпускникам в профессиональном самоопределении:
Вот, например, Васильев Владимир Викторович закончил электротехнический факультет ЧГУ, сегодня успешно работает инженером-конструктором.
Козлов Николай Владиславович и Петров Алексей Николаевич закончили инженерный факультет СХА, работают по специальности.
Думаю, что, участвуя в олимпиадах, эти выпускники смогли оценить свои склонности и возможности к той или иной деятельности, что помогло им сделать сознательный профессиональный выбор.