У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление.
Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. Современную модель профессионального роста учителя невозможно представить без модели профессиональной компетентности педагога.
Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться.
Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.
Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов.
Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.
Учитель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.
Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения? Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства.
Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- самообразовательная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;
- трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
В современной модели профессионального роста учителя можно выделить три ступени: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое новаторство. Педагогическая умелость- это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.
Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя -это доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Т.е, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой степенью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.
Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов»‘. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.
Педагогическое новаторство – к этому я стремилась и стремлюсь всегда. «Будущего нет - оно делается нами», – писал великий классик русской литературы Л.Н.Толстой.
От учителя, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе учащихся. Учитель может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А.А. Мыльников: «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо».
И если педагог взял на себя ответственность за образование и воспитание нового поколения, он просто вынужден быть новатором. А иначе и быть не может.